Пётр Баренбойм

Поминальное слово о Ксении Муратовой

4 декабря 2019 года на Булонском кладбище Парижа была похоронена Ксения Михайловна Муратова. Двоюродная внучка Павла Муратова, она достойно продолжала его дело по внедрению в мёрзлую российскую действительность жара идей итальянского Ренессанса, мудрости постижения мира через искусство и жизни в таком мире. По сути, она была, если говорить о степени родства, духовной дочерью Муратова, продолжательницей идей его книги «Образы Италии», которые она кратко смогла охарактеризовать лучше всех других:

Действительно, ощущение вечной жизненной стихии, которое Муратов пережил в Италии, несомненно, хотя может быть и отчасти, легло в основу философии истории, складывающейся у писателя в годы работы над книгой, охватывающей целое десятилетие, с 1908 по 1918 год. Интересно то, что, будучи военным, получив образование инженера и математика, но став писателем и историком искусства, Муратов не принял слияния искусства с наукой, характерного для эпохи авангарда, защищая жизнь традиций классической антропоморфной культуры против науки, ведущей к разрушению природы. Во многих рассказах, в частности в рассказе «Война птиц», посвящённом племяннику, моему отцу М.В. Муратову, писатель предупреждает об опасности вторжения человека в природу. Италия дала ему пищу для размышлений о вечном возвращении, о ренессансах как постоянной закономерности человеческой культуры. «Мы возвращаемся из Италии с новым мироощущением слиянности начал и концов, – говорит он, – единства истории и современности, неразрывности личного и всемирного, правды вечного круговорота вещей, более древней правды, чем скудная идея прогресса...»

Повторим последние слова: «более древней правды, чем скудная идея прогресса». Ведь большинство читателей, даже восхищаясь лютневым звучанием слов муратовского текста и образностью его описания произведений итальянского Возрождения, определивших и современную итальянскую жизнь, всё же не вполне понимают, что их настойчиво приобщают к этой «древней правде».

Поэтому муратовское дело требовало продолжения и в 21-м веке и нашло его в виде, деятельности Ксении Муратовой, создавшей научный центр по изучению и распространению его наследия.

В своё время в знаменитом грузинском фильме была отчеканена фраза: «Зачем нужна дорога, если она не ведёт к Храму?». Из опалённой Первой Мировой и гражданской войнами муратовской философии прямо вытекает тезис: зачем нужны государство и общество, если они не ведут к Возрождению, красоте и гармонии культуры?

Именно об этом писали ранее Кант, Буркхардт, Рерих.

Именно этого, при любых преобразованиях, никогда не понимали в России.

Именно за это боролась до последнего дня своей жизни Ксения Михайловна Муратова, за что мы её никогда не забудем.

Флорентийское общество сумело ещё при жизни Ксении Михайловны воплотить её мечту о создании мемориальной доски для увековечения памяти Павла Муратова. Эта бронзовая доска теперь находится в московском Музее искусства Востока – музее, концепция которого была задумана Муратовым более ста лет тому назад. Также, Флорентийское общество провело конкурс студенческих эссе о значении муратовской книги «Образы Италии» и опубликовало сборник, куда вошли лучшие из этих работ.

Хранительница «более древней правды, чем скудная идея прогресса» Ксения Михайловна Муратова умерла, успев однако передать эту правду в современное российское общество, в котором, будем надеяться, эта правда когда-нибудь восторжествует.